Қоғам

Медиатворчество 2.0 – Новый уровень развития в цифровой среде. Что такое медиатворчество 2.0?

Это процесс, в котором ребенок не просто смотрит или слушает контент, а сам его создает и развивает свои навыки в цифровой среде. Медиаразвитие – это не просто доступ к гаджетам, это возможность расширить горизонты ребенка, научить его не просто смотреть, а исследовать, творить и осознавать мир по-новому.

Современные дети рождаются в эпоху цифровой конвергенции, когда медиа-инструменты не просто дополняют реальную жизнь, а становятся частью когнитивного и социального развития ребенка. В последние годы на передний план выходят иммерсивные технологии, интерактивные платформы и персонализированные образовательные среды на основе искусственного интеллекта.

Как внедрять медиатворчество 2.0 в детский сад и дома?

Исследования в области нейропсихологии дошкольного возраста показывают, что когнитивная нагрузка и сенсорная стимуляция, обеспечиваемые цифровыми медиа, активируют зоны мозга, отвечающие за пространственное мышление, лингвистическую компетенцию и дивергентное мышление (Dehaene, 2020).

Дети учатся понимать, как создается контент, а значит, меньше подвержены манипуляциям в интернете.

— Они осознают, что можно создавать полезные и добрые цифровые проекты.

Дошкольный возраст – это идеальное время для первого знакомства с медиатворчеством.

Будущее за медиатворчеством.

Вот несколько идей, как использовать технологии с пользой:

  1. Цифровое сторителлинг (медиа-сказки)

​•​Вместо просмотра мультфильма предложите ребенку самому создать анимацию.

​•​Вместо обычного рассказа – запишите аудиосказку вместе с ребенком, добавьте звуковые эффекты.

2️. Дополненная реальность (AR-игры)

​•​Книги теперь можно не просто читать, а «оживлять» с помощью AR-приложений. Например, динозавры, которые двигаются на страницах книги, или звезды, которые можно рассматривать в небе через экран.

3️. «Реальный мир + цифровой» (Физическая активность с гаджетами)

​•​Дети могут искать цифровые объекты в реальном мире.

​•​Использовать интерактивные танцевальные приложения, где они двигаются и повторяют движения героев.

Медиатворчество 2.0 – создаем контент вместе

​•​Вместо простого просмотра роликов можно предложить снять свой мини-фильм. Дети могут играть роли, снимать сценки, а потом монтировать с помощью простых редакторов.

​•​Создание цифровых комиксов – рисуем персонажей, озвучиваем их и превращаем в интерактивную историю.

Как вы думаете, каким будет медиаразвитие дошкольников через 5-10 лет?

Оно станет более персонализированным и интерактивным.

Например: ИИ-репетиторы для малышей – голосовые помощники, которые подстраиваются под темп обучения ребенка.

Полное погружение в VR-обучение – вместо чтения про океан дети будут виртуально «плавать» среди рыб. Игры, которые адаптируются под интересы ребенка – если малыш любит машинки, нейросеть создаст для него развивающую игру на эту тему.

Цифровые технологии не должны заменять реальный мир, но они могут его дополнять. Если использовать их не как замену общения, а как инструмент развития, то дети не просто будут расти в цифровой среде, а научатся в ней создавать, анализировать и осознавать мир по-новому.

Детство больше не ограничивается песочницей во дворе – теперь у детей есть целая цифровая вселенная, где они могут не только играть, но и учиться, творить и исследовать!

Как сделать так, чтобы цифровые технологии расширяли кругозор ребенка?

VR-экспедиции: изучаем мир не выходя из дома

Представьте, что ребенок может «путешествовать» в Антарктиду, подниматься на Эверест или гулять по музеям мира.

VR-экскурсии – можно посетить Лувр, океанариум или даже Марс через виртуальную реальность.

Познание мира в 3D – дети могут «потрогать» планеты, животных и природные явления в VR.

Какие научные подходы подтверждают эффективность цифрового развития дошкольников?

Современные исследования в области когнитивной нейронауки, психологии развития и медиапедагогики показывают, что осмысленное использование цифровых технологий не только не вредит, но и способствует развитию когнитивных, лингвистических и социальных навыков у детей.

Вместо запретов и ограничения экранного времени ученые предлагают концепцию «цифровой грамотности с раннего возраста» (early digital literacy), которая включает три ключевых компонента:

​1.​Интерактивное медиапотребление (ребенок активно участвует в цифровом процессе).

​2.​Медиатворчество (ребенок не только потребляет контент, но и создает его).

​3.​Критическое медиамышление (развитие способности анализировать информацию).

Согласно данным Центра детской когнитивной нейронауки (Harvard Child Cognition Lab, 2023), дети, использующие интерактивные технологии, показывают на 25% более высокие результаты в развитии когнитивной гибкости и проблемно-ориентированного мышления по сравнению с детьми, обучающимися традиционными методами.

Гарвардский университет (2022) выявил, что дети, использующие VR в образовании, запоминают на 60% больше информации по сравнению с традиционными методами.

Как цифровая среда может заменить традиционные формы обучения и игры?

Цифровая среда не заменяет, а дополняет классические методы обучения, предоставляя богатую сенсомоторную, когнитивную и социальную стимуляцию.

Согласно теории Пиаже о когнитивном развитии, дошкольники осваивают мир через сенсорно-моторные и предоперационные стадии. Дополненная реальность и интерактивные приложения помогают ускорить эти процессы.

Можно ли использовать цифровые технологии для развития креативности у дошкольников?

Медиатворчество 2.0: ребенок как автор контента

Современные исследования в психологии развития (Vygotsky, 1978; Bruner, 1983) показывают, что творческая деятельность связана с развитием речи, эмоционального интеллекта и когнитивной пластичности.

Примеры технологий:

​•​Анимация и цифровые комиксы– дети создают анимационные истории, что развивает причинно-следственные связи и навыки нарративного мышления.

​•​Аудиоподкасты и сторителлинг– запись голосовых историй помогает развивать дикцию, словарный запас и навыки эмоционального выражения.

Университет Кембриджа (2023) провел эксперимент, где дети создавали мультфильмы через цифровые плотформы. Результаты показали, что у 78% детей улучшилась связность речи и способность логически выстраивать повествование.

Какие перспективы у ИИ в дошкольном образовании?

Искусственный интеллект как цифровой друг и наставник

ИИ может быть не только голосовым помощником, но и интерактивным наставником, который помогает ребенку учиться в игровом формате.

ИИ-сказочник – ребенок задает тему, а ИИ генерирует сказку, используя его любимых персонажей.

Игры с адаптивным обучением – приложение подстраивается под уровень ребенка и дает персонализированные задания.

Виртуальный театр – ребенок сочиняет диалоги, а ИИ-герои разыгрывают сценку.

ИИ открывает новые горизонты для персонализированного обучения. Концепция «адаптивного образования» (adaptive learning) предполагает, что алгоритмы подстраиваются под индивидуальные когнитивные особенности ребенка.

MIT Media Lab (2023) показало, что использование ИИ в раннем обучении повышает уровень понимания и адаптации к сложным концепциям на 40% по сравнению с традиционными методами.

Как технологии могут улучшить познавательный опыт ребенка?

Здесь вступает в силу теория мультисенсорного обучения (Mayer, 2005), согласно которой дети усваивают информацию быстрее, если используют зрительные, слуховые и тактильные каналы восприятия одновременно.

Иммерсивное обучение через VR и AR

Примеры технологий:

​•​VR-экскурсии (Google Expeditions, National Geographic VR) – дети «посещают» океаны, космос и исторические эпохи, что улучшает долговременную память и пространственное мышление.

​•​3D-модели человеческого тела (BioDigital Human, Complete Anatomy) – помогают изучать биологию в интерактивном формате.

Вывод

Современные исследования подтверждают, что когнитивное развитие, лингвистические навыки и креативное мышление можно улучшить с помощью адаптивных, интерактивных и иммерсивных медиа.

Будущее медиаразвития – это персонализированные цифровые помощники, VR-обучение, дополненная реальность и активное участие ребенка в создании контента. Дошкольники больше не просто потребляют информацию – они учатся управлять ей, анализировать и создавать.

Медиа – это не просто развлечение, а мощный инструмент развития. Главное – научить детей использовать его с умом и на благо своего творчества!

Но если правильно использовать цифровые технологии, они могут не только развлекать, но и развивать когнитивные, коммуникативные и творческие навыки. Важно не запрещать медиа, а сделать их осмысленной частью развития ребенка.

Главное – научить ребенка не просто смотреть, а взаимодействовать с цифровой средой осмысленно.

Айдана Орынбекова, специалист,

Управление мониторинга и качество дошкольного образования

Фото: IStock

Қатысты мақала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button